Реплика: Лев Толстой создал бесплатную школу для детей в Ясной Поляне. Ему тогда был 31 год. У него есть 10 принципов, по которым он создавал школу.
Первый принцип: "Не портить воспитанием". "Человек всякий живет только затем, чтобы проявить свою индивидуальность. Воспитание стирает ее", – сказал Лев Толстой.
Ответ: Не согласен. Какая у человека индивидуальность? Эгоистическая. Что же ее портить или не портить? Ее надо оформить правильно. Придать маленькому человечку соответствующую форму – альтруистическую. А внутреннее его содержание оставить.
Вопрос: У маленького человечка есть его индивидуальность?
Ответ: Есть. Надо показать ему, как реализовывать его индивидуальность. Направить данные ему таланты в русло альтруизма.
Реплика: Что такое альтруизм для вас, когда вы говорите касательно маленького ребенка?
Ответ: Когда я делаю все для пользы человечества. Для пользы других.
Реплика: Второй принцип: "Не наказывать. Ученика нельзя наказывать за невыученные уроки".
Ответ: Насчет невыученных уроков – это меня не интересует. А насчет "наказывать нельзя" – если человек не будет знать вознаграждение и наказание, то он не станет исправляться, он не будет выпрямляться.
Он должен понять себя существующим между вознаграждением и наказанием. Таким образом создана природа, таким образом она управляет нами на неживом, растительном и животном уровне. И так же должно быть на уровне "человек".
Когда я работаю не ради себя, действую не ради себя, а ради других, тогда я должен получать определенное вознаграждение, которое будет, во-первых, поощрять меня эгоистически, с одной стороны, а с другой стороны, должно будет воспитывать во мне желание исправить себя даже выше моего понимания.
Вопрос: То есть вы эту цель – жизнь для других, работа для других – ставите над всем?
Ответ: Обязательно. А далее он уже из своих действий начнет понимать, что это действительно цель и замысел природы и так далее.
Вопрос: Если этот маленький человечек понимает, что он не идет к этой цели, то должно прийти какое-то наказание?
Ответ: Он должен ощущать, что тогда его, по крайней мере, не поощряют.
Реплика: Третий принцип: "Не скрывать свои недостатки. Родителям надо сперва обнаружить свои слабые стороны, в противном случае дети уличат их в лицемерии, и не будут прислушиваться к мнению старших".
Ответ: Да, дети это чувствуют
Реплика: Четвертый принцип: учить полезному. "Давать только те знания, которые пригодятся в жизни, а ученикам самостоятельно выбирать, что изучать".
Ответ: В общем, их к этому надо подталкивать. Но вполне возможно, что есть такие необходимые знания, которым надо просто обучать, даже насильно. Ведь мы состоим из двух уровней: животного и человеческого. То, что требуется для животного уровня для выполнения правильного существования в нашем мире, тому мы должны обучать насильно. Вбивать в новое поколение необходимые базисные правила поведения, навыки общения.
Вопрос: Простого человеческого общения? Чтобы не обидеть другого, чтобы не унизить его? Вы намекаете на то же самое – чтобы это шло к связи?
Ответ: Да, естественно, к связи.
Вопрос: Вы не говорите о высшей математике…?
Ответ: Нет, это не имеет значения. Это ведь не относится к воспитанию.
Реплика: Пятый принцип: "Воспитывать самостоятельность. Не заставлять детей подчиняться жестким правилам, а воспитывать в свободе и учить самостоятельности".
Ответ: Это, конечно, он пофантазировал.
Воспитание самостоятельности необходимо после того, как человек понимает, что он обязан существовать вместе с другими. Тогда уже можно дальше думать о том, чтобы давать им задатки разумного развития.
Вопрос: То есть когда он здесь пишет: "Не заставлять детей подчиняться жестким правилам", – вы в этом не согласны? В Англии, например, по-другому.
Ответ: Нет, почему? Смотря на каком уровне. Эгоизм должен понимать свою ограниченность.
Он должен понимать, что вот в этих, в этих и в этих случаях я нахожусь в сокращении и не могу позволить себе делать то, что мне хочется. Потому как я существую в обществе, я обязан выполнять такие-то и такие-то правила, установки. Это надо.
Реплика: Следующий принцип: "Разрешить недовольство. Ученики могут высказывать свою точку зрения и даже критиковать учителей".
Ответ: Я думаю, что это абсолютно неверно. Нигде, ни в какой системе, кроме современной, если можно назвать это системой, такого нет и никогда не было за всю историю человечества.
Вопрос: Вот такой демократии вы бы не допустили?
Ответ: Это не демократия.
Демократия – это когда действительно мнение большинства оценивается, приводится в систему и используется всеми, потому как есть в осознании массой возможно более глубокого слоя управления. Но это не та демократия, о которой говорится здесь.
Реплика: Следующий принцип: "Развивать воображение. Не обучать по четкой методике, а лишь направить ребенка к изучению мира во всем его многообразии".
Ответ: Смотря какую методику мы берем. Если он пишет, и если другие думают, или то, что мы говорим в каббале: обучать по четкой методике каббалы, чтобы прийти кратким путем к созданию из себя человека и к пониманию всей системы, в которой мы существуем, и так далее.
Вопрос: Здесь уже четкая методика существует и по ней надо идти? То есть человек должен идти по этой высшей методике?
Ответ: Обязательно. Хватит, мы уже настрадались! Посмотри назад на нашу историю и всё! О чем говорить?!
Реплика: Следующий принцип: "Учить понятно. Вместо сухих терминов преподносить ребятам впечатления".
Ответ: Здесь возможно, что так надо действовать. Только надо понимать, каким образом настроить себя и их на одно общее чувство – чтобы как будто мы вместе играли на одном инструменте.
Реплика: "Самому жить хорошо. Дети признают мир, ориентируясь на поведение родителей и близких людей. Поэтому главный завет – заботиться не о воспитании молодого поколения, а совершенствовать самого себя".
Ответ: Показывать детям на себе, насколько это правильно, если ты постоянно самосовершенствуешься.
Вопрос: И чтобы дети это видели?
Ответ: Да, это очень важно.