Вопрос: В российской психиатрии больных с психическими отклонениями всегда называли душевнобольными, т.е. связывали их состояние с душой. А западные направления называют это ментальной болезнью (mentally ill), связанной с мозгом. Где же эта душа, и что это такое?
Ответ: Я не знаю, что такое душа с точки зрения ментальных, психиатрических и психологических формулировок. С их точки зрения это высшая нервная деятельность человека, которую мы можем исследовать.
На самом деле душа – это гораздо более высокая структура, даже можно сказать, наивысшая, которую мы не можем осознать и воспринять в той мере, в тех объемах, в тех знаниях, в тех чувствах, в которых мы сейчас находимся естественным образом. Но мы можем изучать ее на себе, – только на себе, если будем проходить особый психологический тренинг.
Такой тренинг задается каббалой очень просто: мы должны начать действовать выше своего естества. Оказывается, это довольно просто, ведь если все наше естество не более чем эгоистическое желание насладиться, то мы должны начать применять на себе некие упражнения, которые помогли бы нам подняться над этим естественным желанием самонасладиться к другому виду впечатлений от себя и от мира, то есть работать в обратном направлении – наслаждать других, причем над собой, вопреки себе.
Для этого необходима определенная среда, которая бы подталкивала человека к этому, организовывала его. Тогда он стал бы ощущать совершенно иные внутренние порывы, мысли, чувства, отношение к другим – абсолютно противоположные тому, что он испытывал раньше.
И это не просто добрые, хорошие отношения, ведь в итоге они трансформируются в очень интересную структуру, когда человек ощущает себя приподнимающимся над своей природой. Поскольку мы определяем мир как нечто, что дается нам в наших ощущениях, то мы приподнимаемся над нашим миром.
Получается, что такие психологические тренировки позволяют нам приподниматься над собой, видеть все окружающее в другом виде.
И тогда человек начинает ощущать себя разделенным на две части: на такую парадигму, когда он относится ко всем со своей обычной эгоистической природой, в которой мы родились и развиваемся под воздействием окружающей среды; и на то новое отношение к миру, которое родилось в результате каббалистических тренингов, когда у него появилось другое отношение к миру над прошлым – альтруистическое. Только не следует это путать с тем понятием альтруизма, к которому мы привыкли в нашем мире.
Человек ощущает, что он состоит как бы из двух частей: из восприятия мира в отдаче и любви, в выходе из себя, – назовем это "высшее восприятие", – и тогда отношение, которое он ощущает в себе к миру и обратно от мира к себе, называется душой. А его прошлое отношение к миру и отношение мира к нему в обычном взаимном эгоистическом потоке, будет называться телом.
Таким образом, согласно нашей методике, мы начинаем разделять человека на эгоистическое отношение к миру – телесное, и на альтруистическое отношение к миру – душевное.
Из беседы на тему "Каббала и психология"