Михаэль Лайтман (laitman) wrote,
Михаэль Лайтман
laitman

Category:

Почему так трудно понять Тору

каббалист Михаэль Лайтман

Реплика: Если мы говорим, что в Торе все написано аллегорически, но вместе с тем признаем, что был такой народ, был выход из Египта, Земля Израиля, и сегодня мы претендуем на нее, то получается, что когда выгодно, люди говорят "аллегория", а когда нет – что так было на самом деле.

Ответ: Эти люди не имеют отношения к каббале, поэтому мне с ними не о чем говорить. Какая аллегория? Каббала говорит о законах природы, о ее истинных законах.

Я смотрю не на то, что пишут историки, а на то, что передается нам из поколения в поколение. И это всегда подтверждается.

Меня не интересует, что с этим не согласны университетские ученые. Хотя я сам, защитив докторат по каббале, в некоторой степени, отношусь к ним, но меня не интересуют их выводы, поскольку они опираются на то, что им выгодно, чтобы подтасовать какие-то факты, сказать якобы что-то новое. Я встречался и с американскими учеными, и с российскими, и с израильскими, и вижу, как они работают.

Реплика: Есть такие, конечно. Но я привожу в пример простые факты. Написано: "В шесть дней создана вся Земля и вся вселенная". Мы понимаем, что этого не может быть. Или сказано: змей стоял на двух ногах. Понятно, что это аллегория.

Ответ: Абсолютная.

Вопрос: Объясните, когда это аллегория, а когда нет? Разве десять египетских казней – это закон природы? Это какая-то непонятная мистика. Что там происходит?

Ответ: Тора говорит только о том, что происходит внутри человека.

Реплика: Но ведь мы, основываясь на всех исторических фактах, претендуем на государство Израиль. Вся история построена на том, что существует такой народ.

Ответ: Потому что эти события на самом деле происходили здесь. Это доказывают и раскопки, и все прочее.

Вопрос: Так что же все-таки было, а чего не было? Что аллегория, а что нет? Что внутри человека, а что нет? Как это правильно понять?

Ответ: Народ Израиля какое-то время жил в Египте, вышел оттуда и основал свое государство. Он существовал в течение более тысячи лет, а потом рассыпался по всему миру.

Вопрос: Действительно, мы видим, что был Храм, сохранились его остатки и т.д.  Так значит, это не аллегория, это существовало?

Ответ: Да.

Вопрос: Значит, можно сказать, что Тора – это исторический рассказ?

Ответ: Нет. Тора не говорит об истории. В ней рассказывается всего лишь о сорокалетнем периоде в жизни народа, и о том, что было до этого. Она заканчивается на входе в Землю Израиля, когда умирает Моше. А переход народа Израиля через Иордан, вход в Землю Израиля и ее освоение – это уже не Тора, а "Пророки" и "Святые писания".

Они описывают исторические периоды. Этим книгам надо верить, несмотря на то, что они кажутся нам, может быть, неточными или какими-то нереальными. Хотя бы к их описаниям надо относиться серьезно и не придумывать под них какие-то свои объяснения.

Проблема в другом: люди вообще не понимают, о чем говорится в Торе. Они считают, что она указывает, как выполнять заповеди в нашем мире: убой скота, поддержка различных условий в Храме и т.д.

Надо понимать, почему и для чего так написано. Здесь говорится только о внутреннем состоянии человека, о том, как он должен себя исправить, чтобы самому стать Храмом, чтобы все его неживые, растительные, животные и другие "ингредиенты", если можно так сказать, разум и сердце, мысль и желание, пришли в правильное состояние с целью соединения с ближними и достижения состояния абсолютной любви.

Вопрос: Получается, что все животные и растения, описанные в Торе – это уровни желания?

Ответ: Только лишь.

Вопрос: Допустим, приносить жертву – это значит взять какое-то свое животное эгоистическое желание, принести в жертву и подняться на уровень "человек". Так это надо понимать?

Ответ: Только. Очень трудно понять, что такое Тора. Если в ней говорится, что "возлюби ближнего как себя" – это самый главный закон Торы, а все остальное, как сказал Гилель, только лишь его объяснение, – где ты видишь, чтобы это выполнялось?

Отсюда нам понятно другое: мы вообще не придерживаемся Торы, не выполняем ее, не понимаем ее внутреннего смысла – его в нас нет.

Вопрос: Что значит "возлюби ближнего как себя", если речь идет только обо мне одном?

Ответ: То, что ты должен привести себя в такое состояние.

Вопрос: А кто во мне этот ближний?

Ответ: Все твои внутренние состояния, которые, как тебе кажется, существуют снаружи.

Вопрос: Я должен возлюбить свои внутренние состояния?

Ответ: Да. И через них Творца. Потому что от любви к ближнему надо прийти к любви к Творцу.

Вопрос: А тех людей, которых я вижу вне себя, я тоже должен возлюбить?

Ответ: И вне себя – обязательно! Исправляя себя, ты должен исправить свое воззрение на мир так, чтобы оказалось, что ты любишь всех.

Tags: Тора, вопросы-ответы, духовные состояния
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Возвеличивать Творца

    Вопрос: В природе эгоизма содержится дух глупости. Можно ли как-то избежать его внутренней работой? Ответ: Нет, вы никак его не избежите.…

  • Как научиться терпению

    "Я попросил Бога даровать мне терпение. И Бог сказал мне: "Нет. Терпение – результат испытаний. Его не даруют, ему…

  • Избавление для всех

    Вопрос: Что означает притянуть милосердие, чтобы приблизить избавление для всех? Ответ: Это значит, что я вообще не думаю о себе и прошу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments