Михаэль Лайтман (laitman) wrote,
Михаэль Лайтман
laitman

Category:

Общество с ограниченными возможностями

каббалист Михаэль Лайтман

Когда журнал для людей с ограниченными возможностями предложил мне написать статью в номер, я подумал: когда же, наконец, наше общество разглядит свою моральную инвалидность? Разглядит до таких "мелочей", чтобы взвыть и оторваться от иллюзий.

Прежде всего, давайте признаемся в том, что и так всем известно. Несмотря на социальный бюджет, дотации, пожертвования, благотворительность и прекрасные слова, слабые слои населения страдают от пандемии сильнее, чем обеспеченные. Коронавирус углубляет разрывы в обществе.

Люди с ограниченными возможностями познают это, что называется, на собственной шкуре: их в разы чаще остальных отправляют в неоплачиваемый отпуск, их чаще увольняют без права на пособие по безработице, им труднее найти работу и так далее.

Все это не временные явления, а симптомы болезни. Нам все еще кажется, что растущие перекосы можно вылечить точечными вмешательствами. Возьмем отсюда, переведем немного больше сюда, добавим немного туда. Поделим кассу чуть иначе – и все наладится.

Не наладится. Ведь проблема эта вовсе не экономическая. Она человеческая. И она касается каждого. Мы все ограничены, все больны. И диагноз один на всех – эгоизм.

Жить общей жизнью мы не в состоянии. Все по-своему погружены в себя – человек, семья, город, регион, страна. Мы не умеем заботиться о чужих интересах – именно потому, что в наших глазах они чужие. Да, многие возразили бы мне на это, но состояние общества явно свидетельствует о том, что экзамен на сопричастность проваливается нами год за годом.

А теперь из-за коронавируса наши внутренние изъяны выходят на свет. Раньше нам как-то удавалось покрывать их, ретушировать, утаивать от себя самих, но сегодня истина неумолимо проступает сквозь облезающую облицовку.

Хуже того, мы еще только в самом начале этого процесса. Все, что мы закрашивали, откроется во всей своей красе. И тогда мы взвоем. Но стоит ли доводить до такого?

Пропасть прямо по курсу

В пучину коронакризиса погружает нас сама Природа. Нынешняя эпидемия – это не случайное событие, а закономерный этап, на котором человечество взрослеет и обнаруживает себя в новом, взрослом мире, который больше не делает скидок на инфантильность. Отныне у нас не будет возможности покрывать одни изъяны другими. В итоге мы останемся без средств для камуфляжа, в неприглядной, ужасающей наготе своего естества.

И тогда значительная часть общества почувствует себя брошенной, отвергнутой, лишенной прав, голоса, человеческого достоинства.

Мы все понимаем, к чему это может привести. Так начинаются междоусобицы и гражданские войны. В Израиле это очень чувствуется. Страна уже не столь далека от этого, особенно если учесть идеологический разброд в народе.

Одним словом, мы можем погрузиться в агонию, если не примем мер. Предстоящий период вызывает у меня огромную тревогу. Ведь мы совершенно не обращаем внимания на социальные миазмы и с нетерпением ждем возможности снова затушевать их, вернувшись к привычной жизни.

Несбыточные, опасные мечты. Ведь мы, народ Израиля, в отличие от других народов, не связаны на генном уровне общим происхождением. Мы произошли от выходцев из разных племен, населявших Древний Вавилон. Изначально их объединила идеология – идея единства, привитая Авраамом. А дальше, по мере развития, начались разногласия: каким должно быть это единство и зачем оно вообще нужно. На этой почве мы бились друг с другом так, как не бились с врагами. Ведь народ мы развитой, и наша бескомпромиссность не знает меры. Тем более сегодня, в эпоху избавления от иллюзий…

Спасение эгоистов

Сегодня мы отчетливо видим, что не умеем, не можем жить месте. Слишком мы разные и слишком упрямые. Наше общество больно узколобостью, ограничено эгоистическими барьерами. Мы не готовы подняться над противоречиями и просто позаботиться друг о друге.

А между тем, именно забота – и в первую очередь о слабых – является мерилом социального здоровья. Никого нельзя оставлять за бортом. Исключений нет.

Раньше мы понимали это и следовали принципам, заложенным в нашей основе. Раньше, на протяжении тысячелетий, мы заботились о каждой сироте, о каждой нуждающейся семье, никому не позволяли умирать от голода, всем давали образование, каждой девушке подыскивали жениха, при необходимости жертвовали крупные суммы или собирали в складчину, чтобы вызволить собратьев из беды. Мы понимали, что так надо – не только нуждающимся, а всем. Само понятие "благотворительность" – исконно наше понятие, глубина которого не ограничивается некоммерческими ассоциациями.

Однако разобщение смяло этот дух, потребительство убило в людях последние социальные инстинкты, и эгоизм окончательно отколол нас друг от друга. Теперь мы видим мир только в дискретной, урезанной версии: я и прочие, моя семья и прочие, моя община и прочие, мой сектор и прочие…

И потому мы – общество с ограниченными возможностями. Нас ограничивает внутренний раскол, внутренняя раздробленная картина мира. Мы не готовы реально помогать тем, кто не в силах помочь себе сам. Как сказано в книгах наших мудрецов, мы должны отдавать им последнюю подушку, последний стул. На деле у нас все отдано на откуп государству, соцслужбам и благотворительным волонтерским организациям – тем, кто заботится о других по роду службы или по складу характера. Это не тот дух, который передал нам Авраам!

В действительности отдача должна идти от сердца к сердцу. Забота должна быть отеческой, материнской, братской. И если еврейский народ даже не испытывает в этом нужды, если ему не больно от того, как низко он пал, то нет еврейского народа – народа Исраэль, устремленного ввысь, к единству.

Давайте уже поймем: это нужно не слабым – это необходимо нам всем. Без этого земля Израиля – не наша земля. И тем более мы не продержимся без этого в изгнании.

И раз уж мы так низко пали, что уже не чувствуем своего падения — а то и наоборот, гордимся тем, кто мы есть, — пора всем вместе остановиться. Пора посмотреть, куда, навстречу чему мы идем.

Это не призыв к правительству – это призыв к вам лично. Чтобы переломить тенденции, надо начинать с себя. Хотя бы в чем-то. Хотя бы в мыслях, в чувствах, в отношении друг к другу. Почему бы не показать окружающим то отношение, которое я хотел бы получать от них? Не просто вежливость, не просто отзывчивость – нечто большее, настоящее, непреходящее.

Любые изъяны надо покрывать любовью. В этом мы найдем себя подлинных, свое призвание, свое счастье. Этим мы поможем себе и всем. А главное — с этим больше нельзя медлить, потому что впереди у нас такая пропасть, из которой будет очень трудно выбраться на свет.

Tags: Израиль сегодня, глобализация, кризис, новые публикации, статьи в СМИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments