Михаэль Лайтман (laitman) wrote,
Михаэль Лайтман
laitman

Category:

Одержимость

каббалист Михаэль Лайтман

Представьте себе: мы сидим семьей. Нет плохих и хороших, далеких и близких, важных и неважных. Все хороши, все близки, все важны. Не ангелы, не паиньки – просто родные люди. Родные души. Это растраченное, забытое многими чувство – наше единственное будущее.

Плакаты, лозунги, поверженные статуи, черные флаги, подстрекательство, нападения на демонстрантов, абсолютно лживые СМИ, сеющие раскол. Можно было бы сказать, что нас натравливают друг на друга, – но нет, мы сами рады травить друг друга, рады хотя бы мысленно рвать на части инакомыслящих, рады ненавидеть. Человеку подсовывают идеологию, и он поднимает стяг против ближних, чувствуя, что в этом наконец-то нашел себя.

Только это не он. Это его эгоистическая природа, которой "всего-то" нужно подмять, унизить остальных во что бы то ни стало. Подчиняясь ей, мы впадаем в праведность, в фанатизм, в слепые догмы и не желаем видеть истину. А истина в том, что противоположности – это неотъемлемые части целого. Части единства.

В каждом из нас живет "здоровое" стремление одержать в чем-то верх, выделиться, преуспеть, почувствовать себя если не лучше, то хотя бы выше других. И потому все наши победы – пирровы. Всё в итоге обращается против нас. Ведь другие – это не фон моей жизни, а ее суть и смысл. Только вместе с ними, благодаря им я обрету подлинную высоту.

Что нас губит

Правые и левые, партии, лагеря, сектора… Мы бьемся в схватках без победителя. Наши конфликты изначально не решаемы на уровне их возникновения. Ведь в условиях развитого эгоизма противоположным становится всё, что отлично от меня, от моего мнения. Поляризация обостряется до предела, мы отходим всё дальше от точки равновесия, и в какой-то момент поддерживать баланс уже невозможно.

Именно так и происходит сегодня по всему миру. Чем воинственнее идеология, тем дальше в крайности – и вот уже, незаметно для себя, она обращается в собственную противоположность. Ведь те, кого она считала идейными врагами, в действительности служили ей противовесом. Она была сильна, пока оставалась частью общего равновесия. А теперь, расшатывая конструкцию, она превращается в очаг разгорающегося хаоса.

Проблема не в разных мнениях. Проблема в отчуждении и одержимости. Нас губит ненависть, застилающая глаза и сердца.

В семье тоже все разные, но это не мешает – напротив, внутренне обогащает, делает нас сильнее. В заботе друг о друге мы поднимаемся над эгоизмом, обретаем спокойствие и уверенность. Над всем, что разнит и разделяет нас, есть "место", где мы крепко держимся за руки – и пока держимся, любые вызовы только закаляют, укрепляют наше единство. Потому что мы семья.

Круговорот идей

На самом деле всё базируется на борьбе и единстве противоположностей. Эта диалектика лежит в основе мироздания. И если ненависть раздирает мир, то лишь затем, чтобы подвести нас к единственному решению, к подъему над ней.

"При виде человека, взгляды которого диаметрально противоположны твоим, или двух абсолютно антагонистичных друг другу людей, не думай, что примирить их невозможно. Напротив, в этом и кроется совершенство примирения – постараться водворить мир между двумя противоположностями" (Бааль Сулам).

Как же смириться с инакомыслием, с чужим, неправильным мнением, с ложью, которая осмеливается бросать тень на мою правду? Наш эгоизм не терпит уступок, не приемлет компромиссов.

И все-таки мы не обязаны идти у него на поводу. Ведь он ведет в бездну.

Место есть всем. Моя правда и чужая ложь – как две грани целого, как тезис и антитезис, которые порождают синтез. Он-то и есть истина.

Мало ли какие еще течения возникнут в человечестве – не суть важно. Все они призваны вместе поддерживать системное равновесие, правильную взаимосвязь между нами, так чтобы над рознью мы создавали нашу общую, единую, "семейную" истину, в которой всё находит себе верное выражение и применение.

А значит, нам надо соглашаться – нет, не с чужими мнениями, а с тем, что они допустимы и даже необходимы. Верно, это тоже уступки, но если они взаимны, то не опускают каждого, а наоборот, поднимают всех к подлинному миру.

По большому счету, это просто: то, что нас объединяет, важнее того, что разделяет. Без оговорок и исключений. В таком случае любые расхождения и разногласия не покажутся нам лишними, не разведут нас по разные стороны баррикад.

"В мире вообще нет плохих идей, и лишь несозревшая идея считается плохой. Действительно, плохая идея – это дефект, и она еще не годится в пищу, однако в итоге расцветет и разовьется" (Бааль Сулам).

Всё относительно. Нет ничего хорошего и ничего плохого – есть несозревшее, перезревшее и то, что сейчас между ними. И в какой бы части шкалы я ни находился, главное – понимать этот механизм мироздания. Тогда мне становится ясно: отказываясь от непримиримой борьбы за свою личную правду, я поступаюсь не собой – только своим эгоизмом. А взамен обретаю истину совсем иных масштабов. Если же я не готов предоставить место другим, то и мне самому не будет места.

Что же касается нашей незатухающей ненависти, надо последовательно обращать ее на собственный эгоизм, на этого вредителя, который изнутри провоцирует, подстрекает, манипулирует и льет реки крови за идеи, выдающие себя непогрешимыми. Они грешны уже тем, что разделяют нас.

Примирение

Помня об этом, мы увидим нынешнее состояние мира в совсем ином свете. Бесконечное множество суждений, взглядов, мировоззрений лишь показывает нам путь – наверх, в место нашего единения. Оттуда, с более высокой ступени разрешатся наши противоречия, и над ними водворится мир.

"Все преступления покрывает любовь", – сказал царь Соломон. Сказал именно об этом, о подъеме к единству над всеми различиями. Заострять или затушевывать их одинаково бессмысленно и губительно. Их надо использовать для дела – для создания общества, в котором каждый честно, по доброй воле заботится о других.

Другие – не значит враги. Мы разные, и это хорошо. Мы конфликтуем, и это нормально. Оглядываясь вокруг, я вижу людей, с которыми не согласен в чем-то, не согласен во всем. И мы не спорим, не переубеждаем друг друга, не враждуем за "правое дело".

Всем есть место. Мы семья. Большая, многообразная, разноликая, именно такая, какой она и должна быть, чтобы расцветать на уникальности каждого и на способности покрывать все раздоры любовью. Настоящая близость требует бездны различий, преодолевая которую, человек отдает себя другим и в этом обретает новую жизнь.

А потому социальные трещины будут только углубляться. Страсти в мире не успокоятся, огонь не утихнет. Воинствующая одержимость уже вырвалась на свободу, и она испепелит всё, если мы не возьмемся за дело – за наши отношения, за нашу общую семью. Только в ней наше будущее. Сражаться надо за нее.

Tags: Израиль и народы мира, Израиль сегодня, глобализация, кризис, новые публикации, одержимость, статьи в СМИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments