Михаэль Лайтман (laitman) wrote,
Михаэль Лайтман
laitman

Category:

Пандемия: не пережить, а победить

каббалист Михаэль Лайтман

Мы пытаемся порознь пережить общую напасть. Это даже не расчет – это бегство от реальности. Поодиночке мы проиграем. Вместе – победим.

Иллюзорная победа над первой волной вскружила нам головы, но на поверку оказалась ловушкой. Добившись "успеха", мы возомнили о себе слишком много – и тут же начали скатываться. Это больно признать, но ведь без честного самоотчета нам не выкарабкаться. Можно сколько угодно обвинять друг друга или правительство – решения не будет, пока мы не приподнимемся над этим театром собственного абсурда.

Теперь уже ясно: карантинных мер, самих по себе, недостаточно – нам надо реально заботиться друг о друге. Без этой заботы вирус не остановить. Ведь мы столкнулись с чем-то бóльшим, чем эпидемия, – с самой Природой.

Это еще что такое?

Природа – не абстракция, а универсальная система, которая нас породила и в которой мы живем. Прямо сейчас.

Есть такая коротенькая притча классика современной американской литературы Дэвида Фостера Уоллеса: плывут две юные рыбки, встречается им рыбка постарше, кивает и говорит:

– Привет, ребята. Ну, как водичка?

Юные рыбки плывут дальше, а через некоторое время одна смотрит на другую и выдает:

– Что еще за водичка?

Так вот, юность закончилась. Водичка вдруг помутнела, взбаламутилась, но зато теперь ее можно разглядеть. Оглянитесь вокруг: мы барахтаемся не в волнах пандемии, а в кризисе собственных отношений. Мы ни о чем не можем договориться по-хорошему и не готовы измениться, хотя это в наших же интересах. В зеркале пандемии мы видим себя.

Вот почему нам не удастся просто пережить этот кризис. У него изначально нет традиционного, привычного решения. Ведь причины происходящего лежат между нами, а мы уже не дети, уже можем это понять, и Природа автоматически поднимает планку ответственности. "Дело не в вирусе – дело в вас", – говорит она.

Не стоит доверять тем, кто собирается разрулить ситуацию политическими, организационными и даже медицинскими средствами. Все они не решают проблему в корне, не учитывают законы и требования Природы. Мы пристально следим за ее указкой, вместо того чтобы проследить взглядом, на что она указывает. А указывает она на нашу общую нравственную и социальную несостоятельность.

Пришло время открыть глаза и сердца, снять внутренние шоры, разумом и чувством осознать, чтó с нами происходит. Это вызов не каждому в отдельности, а народу в целом.

О правоте и правде

Коронакризис вполне доходчиво напоминает о смысле существования еврейского народа. Буквально носом тыкает нас в это белое пятно, которое мы с таким упорством вытесняли из сознания. Не помогло: все, что мы забыли, утопили на дне памяти, всплывает на поверхность.

Поглядите на эту грызню. Во времена Храмов мы занимались ровно тем же самым – вели междоусобицы даже под угрозой уничтожения. В этом весь народ Израиля – основанный на высоком единстве и терзаемый непримиримой рознью. Народ, подлинная мудрость которого пленена упрямством, расколом, амбициями и самомнением.

В этом наша беда, наш настоящий недуг, перед которым равно бессильны политики и фармакологи. Политика разделяла нас всегда, а сегодня нас разделяет даже здравоохранение.

Вот на что указывает вирус. И он не отступит, пока мы не начнем хотя бы понимать его роль, его посыл. "Вы все погрязли в изгнании, во внутреннем отчуждении, – говорит он. – У вас никто не прав, потому что каждый клонит к раздору, к справедливости на свой лад, к равенству за счет других. И я заставлю вас измениться".

Когда принуждают взрослеть, это больно. Лучше все-таки взрослеть самим. А для этого, в первую очередь, нужно понимать: правда – только в единстве народа, и единство это лежит выше любой частной правоты, какой бы убедительной и непреложной она ни была. Без единства все ведет к развалу – прямо сейчас.

Здесь нет ничего высокопарного, ничего надуманного. Я говорю о реальных вещах, о нашем будущем, о будущем наших детей, о жизни и смерти. Пришло время действовать. Действовать сообща, вне политики и стереотипов, навязанных двумя тысячами лет забытья.

В конечном счете, здесь всего лишь собрались чужие люди. Всех нас связывает одно общее обстоятельство – бегство из горького изгнания. Однако это лишь внешнее объединение. Для исполинских усилий на изобилующем препятствиями пути, который пред нами лежит, от всех без исключения частей народа требуется единство, нерушимое и крепкое как сталь. (Бааль Сулам, 1940).

Спустя восемьдесят лет мы видим это воочию. Так неужели мы снова отмахнемся от очевидного и заплатим тяжелую цену? Нельзя отдавать судьбу народа на откуп интересантам всех сортов. Нам требуется нечто намного большее, чем страна чужаков. Израиль не устоит без заботы и участия каждого. А каждый – значит Я.

Моя свобода

Неслучайно вирус внешне разделяет, дистанцирует нас друг от друга. Благодаря этому мы видим, насколько же мы разрознены внутренне, насколько разъедены собственной грызней. И хорошо, что видим. Ведь иначе, не признав болезнь, невозможно избавиться от нее.

Карантинные ограничения, кажущиеся покушением на нашу свободу, в действительности освобождают нас от жесткой хватки потребительских отношений. Именно теперь, в неразберихе коронакризиса, у нас появилась возможность самим выстроить между нами что-то правильное, настоящее, нерушимое. Именно теперь мы свободны для стоящего дела.

"Реальный мир – мир людей, денег и власти – радостно напевает себе под нос, барахтаясь в омуте страха, злости, разочарования, стяжательства и себялюбия, – сказал Дэвид Фостер Уоллес. – Та свобода, которая в самом деле важна, связана с чуткостью, сознательностью, обучением, с умением действительно проявлять заботу о других людях и отдавать".

Как же реализовать эту свободу?

Посредством методики объединения, которой еврейский народ владеет испокон веков. Каббалистической методики, заложенной Авраамом и составляющей саму нашу суть. Да, мы можем воплотить ее в жизнь, если только захотим. И если станем, наконец, реалистами.

Ведь так или иначе будущее человечества – в единстве над всеми различиями и противоречиями, в общности интересов, в равновесии. Включившись в этот мейнстрим, мы спасем себя и потянем за собой весь мир. А если будем медлить, скатывание продолжится, и никто нас не пожалеет. Наоборот, мир почувствует, что нас можно добить, и истерзанный кризисом объединится в этом.

Давайте же дадим людям доброе объединение, давайте станем нацией духовного стартапа, несущего всем облегчение и подъем. Сейчас, когда старый мир трещит по швам, необходимо перекинуть мост к новому. И кто это сделает, если не мы?

Бурный поток увлекает человечество вперед. Возврата не будет. И все зависит от нас, от народа, зовущегося "Исраэль". Но зависит не от наших мозгов, способностей, технологий, изобретений, а от сближения сердец и доброй взаимосвязи.

Без этой основы мы пропадем. У нас нет в запасе еще пары тысяч лет жуткого прозябания в тисках галута. Мы исчерпали все авансы и кредиты. Пора вернуть долг. Только в отдаче другим мы сохраним и укрепим себя. И если мы не видим впереди просвета, то потому лишь, что еще не согласились с этим внутренне, еще надеемся просто "сбить температуру", не заморачиваясь ее причинами.

В Природе не бывает чудесных исцелений. Она прописала нам курс лечения, и вопрос не в том, примем ли мы его, а в том, когда примем. Чем позже, тем болезненнее он будет. А в итоге наше поляризованное, атомизированное общество все равно станет полноценной общностью, и отдельное знание каждого вольется в общее сознание, в общее течение, на равных со всеми правах. И это окажется не диктатом, а освобождением, не бременем, а прорывом.

Возможно, нам недостает веры в себя. Возможно, доверия к Природе. Только на самом деле это лишь отговорки. У нас есть все, что нужно, и мы можем использовать кризис, как мощный импульс к единению. Все зависит от нас.

Tags: Израиль сегодня, глобализация, карантин, кризис, новые публикации, статьи в СМИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments