Михаэль Лайтман (laitman) wrote,
Михаэль Лайтман
laitman

Category:

Эпоха просвещения и эмансипация, ч.5

каббалист Михаэль Лайтман

Противостояние двух течений

Вопрос: Через некоторое время после изгнания евреев из Испании начался расцвет духовных течений в Цфате и распространение каббалистических знаний среди масс.

Но затем быстрое распространение нового течения вызвало ответную реакцию и сопротивление. Духовные учителя традиционной литовской школы стали выступать против распространения этих знаний, вплоть до бойкотов, наветов властям и физического уничтожения.

Как это объяснить? Почему учение Ари, которое должно было уже воплотиться в человечестве, вдруг дало такой сбой, и опять началось падение?

Ответ: Это не сбой, а естественное развитие методики исправления, которое не может идти только по одной линии. Оно идет именно по двум линиям и реализуется между ними, в третьей.

В итоге получилось, что каббала Бааль Шем Това – это та же каббала Ари, которая была понята массами. Он организовал хедер, то есть место для занятий. В свою группу он набирал талантливых молодых людей, совершенно независимо от их статуса.

А затем из его учеников сформировались большие группы обучающихся и предводители хасидских течений. Особенно популярны они были среди еврейского населения Украины, Белоруссии, Восточной Европы, где были организованы свои школы.

Но одновременно с этим возникла и другая школа, которую основал Виленский Гаон, раби Элияу. Он считал, что людей надо просвещать постепенно и только тех, кто достиг больших знаний в Талмуде, в простом изучении Торы.

По его мнению, обучение каббале должно распространяться не среди простых людей, а среди избранных, которым можно объяснять духовные миры и прочие предназначения человечества лишь после того, как они серьезно овладеют "сухой" Торой.

Вопрос: Каббала говорит о любви к ближнему в самом простом, земном виде. В чем тут может быть опасность изучения каббалы?

Ответ: Дело в том, что когда ты просто говоришь о любви к ближнему, этим ты позволяешь человеку думать, что если он правильно относится к другому, то ничего иного не надо. Поэтому возникает некоторая легкомысленность в понимании "любовь к ближнему".

Так в хасидизме образовалось движение, что если ты любишь другого человека и вроде бы правильно к нему относишься, то этого достаточно. Ничего больше не надо, ты уже выполняешь свое предназначение.  

А Виленский Гаон утверждал: "Нет, надо очень серьезно заниматься Торой, Вавилонским Талмудом и скрупулезно выполнять все законы. Лишь после этого можно изучать каббалу".

Поэтому Бааль Сулам в предисловии к своему великому труду "Учение Десяти Сфирот" уделяет этому много внимания. В самом начале он задается вопросом: "Нужно ли действительно полностью знать все великие законы выполнения Торы в нашем мире и только после этого изучать каббалу?

Или достаточно делать это параллельно? Или даже, может быть, совсем необязательно знать и настолько скрупулезно выполнять все законы? Потому как Творец требует от нас больше исправления сердец, а не наполнения головы всевозможными законами".

Так что здесь мы находимся в состоянии большого идеологического противоречия. И оно очень серьезно, поскольку говорит о методике исправления души. Преподавать ли ее детям, начиная с тринадцатилетнего возраста или даже раньше? А может быть ее можно объяснять и женщинам? Или только великим знатокам Вавилонского Талмуда?

Это идеологическое противоречие было необходимым процессом и назревало само собой.

Продолжение следует…

Из ТВ программы "Системный анализ развития народа Израиля", 05.08.2019

Tags: Израиль и народы мира, каббала и религия, просвещение, эмансипация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments