Михаэль Лайтман (laitman) wrote,
Михаэль Лайтман
laitman

Category:

Эта сладкая месть!

каббалист Михаэль Лайтман

Реплика: Ученые провели исследования, чтобы выяснить, предусмотрена ли в людях месть природой. Они взяли 330 детей в возрасте от 4 до 8 лет и провели с ними игру, которая строилась в 2 этапа.

На первом этапе ученые по своему желанию могли или подарить ребенку 3 наклейки, или оставить у себя. Ребенок должен был поблагодарить их и подарить в ответ.

На втором этапе задачей было украсть наклейку у другого. В ответ можно было наказать или не наказывать.

Оказалось, что дети, даже самые маленькие, готовы были в первую очередь нанести удар за то, что кто-то пытался украсть у них наклейки. И не всегда дети хотели вознаграждать другого. Из этого исследователи сделали вывод, что желание отомстить в людях первичнее желания поблагодарить.

Ответ: Это естественно. Это называется "эвсэд ми кэрен" (утрата из фонда).

Допустим, у меня в кармане был доллар, и он куда-то пропал. Я кручусь, верчусь и думаю: "Куда же он мог деться?" Я буду его искать, как будто он мне очень нужен. Потому что он у меня был, это мой, а сейчас исчез. И поэтому он для меня стоит больше, чем доллар, как, может быть, 20 долларов. Такое я ощущаю в себе падение, потерю.

Поэтому, если человек навредил другому, то тот считает этот поступок достойным десятикратного возмездия, потому что так он ощущает в себе величину отрицательного отношения к нему товарища.

Вопрос: А почему в человеке не проявляется благодарность?

Ответ: Потому что я уверен, что я хороший, что я лучший в мире. Мне так мама говорила. И поэтому мне положено. И на то, что мне говорят, я отвечаю: "Да, мне приятно. Спасибо, я вас тоже при случае отблагодарю". Отворачиваюсь и иду.

Я считаю, что получил то, что мне положено. А вот то, что у меня украли, – это украли в десять раз больше, чем на самом деле! Так я чувствую. Если ко мне приходит плюс, я его принимаю в 10 раз меньше, чем он оценивается на самом деле. А если от меня уходит что-то, то я принимаю утрату в 10 раз больше. Таким образом мы устроены.

Поэтому то, что дети хотят отомстить причинившим им хоть маленькое зло, и причем хорошо отомстить, с ощущением наслаждения, то я это совершенно ясно понимаю. Я сам был таким. Я четко помню эти случаи.

Вопрос: А что в вас изменило этот подход – не мстить?

Ответ: Я начал чувствовать, что я и все остальные люди находимся в одном общем желании, и поэтому мне не стоит таким образом самому себе вредить. Эгоистически. Надо постараться все время немножко уступать. Это лучше, спокойнее. Это дает какую-то безопасность, окружает тебя, по крайней мере, более нейтральными людьми. Так что, главное – стерегись не навредить другому. Короче говоря, вывод – такой.

А если ты будешь вредить, тогда, конечно, жди очень серьезных реакций.

Реплика: Ученые говорят очень похоже на то, что говорите вы. Они считают, что месть – это всегда выбор между желанием отомстить и возможностью простить.

Ответ: У кого может возникнуть возможность простить? Это просто забывается, или ты не можешь хорошенько отомстить, поскольку ты такой слабак, неудачник, другой сильнее тебя и так далее, и тебе ничего не остается делать.

Человек – это маленькое эгоистическое животное. И если у него есть возможность съесть другого, он его съедает.

Вопрос: А есть у мести какое-то положительное проявление? Полезность есть у мести?

Ответ: Тогда это уже не месть, а обучение.

Если мы с вами играем в шахматы или в другую игру, и я вас обучаю, то вы чувствуете, что я переигрываю вас, но этим я предполагаю вам не навредить, а наоборот, доставить какое-то наслаждение, выигрыш и так далее. То есть это не вызывает в вас месть, но все равно вызывает чувство неловкости, вы этим недовольны.

Представьте, что я вас обучаю и показываю вам, как надо играть, а вы еще не можете, и я умнее вас, мудрее вас, удачливее вас, – насколько все равно вам это неприятно.

Вопрос: Да, есть чувство досады. Так как перевернуть месть из того, чтобы отомстить и якобы восстановить справедливость, в то, чтобы мотивировать человека двигаться дальше, а не ограничиваться какими-то местечковыми счетами?

Ответ: Для этого надо сделать очень особый расчет. Значит, человек желал сделать мне зло, он пожелал видеть меня нищим, падшим, ущербным. Я должен достичь состояния, когда он будет мне отчаянно завидовать. И тогда я буду упиваться своим состоянием, на которое он смотрит и ничего с этим сделать не может. Вот таким образом я хочу ему отомстить.

То есть я, с другой стороны, должен в итоге сказать: "Я благодарен ему, что он таким образом поступил!" Я ведь поднялся благодаря ему, я делал это ради того, чтоб доставить ему огорчение. А в итоге – нет!

То есть он каким-то образом, даже не подозревая, может быть, и не думая, вызвал во мне такие силы, что я поднялся выше, стал более удачливым, более разумным и т.д. Я должен ему сказать: "Большое спасибо за то, что ты так со мной поступил!"

Первый обнаруживает, что это воспитательный процесс для него. Поэтому второму, который хотел причинить зло, он говорит: "Спасибо тебе за то, что ты так поступил".

Вопрос: И что происходит со вторым?

Ответ: Двойной удар. С одной стороны, он видит, что первый преуспел, и более того, он ощущает, что тот выше него. Причем, серьезно выше.

Выводы очень простые. Прибавь еще к этому: "Я это сделал и рассказал тебе для того, чтобы и ты попробовал подняться над собой". Это уже нокаут. "Есть упоение в бою!"

Из ТВ программы "Новости с Михаэлем Лайтманом", 06.10.2019

Tags: воспитание, дети, месть, новости
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments