Михаэль Лайтман (laitman) wrote,
Михаэль Лайтман
laitman

Categories:

Встреча с Радханатхом Свами

Я был очень рад встретиться с Радханатхом Свами, кришнаитским гуру, духовным лидером Храма Радхи-Гопинатхи в Мумбаи. Он принял нас очень тепло. Мы долго говорили. Выяснилось, что мы с ним почти одного возраста, что у него еврейские корни и что его предки – выходцы из России.

Мы быстро пришли к взаимопониманию. Ведь в кришнаизме, как и в каббале, главным является раскрытие того, что во всей реальности "нет иного, кроме Творца".

Когда я попросил Радханатха рассказать, что представляет собой кришнаизм, он ответил: "Есть много объяснений. В переводе с санскрита это вера в единого Бога, в единую Высшую истину – отца и мать всех творений. Существуют и другие, обладающие силой, сущности, но все они – лишь различные проявления этой единой Высшей силы. И, в конечном итоге, мы поклоняемся одной силе.

А конечная цель жизни – прийти к гармонии с этим законом природы, этим Высшим законом и любить его. Если мы любим Бога, то мы словно поливаем корни дерева. А когда мы поливаем корни, вода поднимается и наполняет все дерево: и ветви, и цветы, и плоды. И когда мы пробуждаем в себе любовь, милосердие распространяется во всех творениях".

В каббале тоже говорится, что в реальности существует лишь Творец, единая Высшая сила. Постижению этого я и обучаю своих учеников. А отделяет нас от Творца, препятствует слиянию с Ним наше эго, являющееся, по сути, нашей природой.

Схожий подход я услышал и от Свами: "Наш мозг подобен зеркалу. Когда ты смотришь в зеркало, ты хочешь увидеть свое отражение. Но если зеркало грязное и мутное, то ты видишь только эту грязь и муть.

Грязь и муть – это наш эгоизм, себялюбие, гнев, зависть, жадность и высокомерие, которые ведут к недоверию между людьми, нечестности и жестокости. Когда все хотят лишь властвовать и получать удовольствие, мы постоянно конфликтуем. Только когда мы понимаем, что над всем властвует Творец, и что настоящее наслаждение приходит в отдаче Ему, Его "детям", только тогда наступает мир".

Однако главным для меня был вопрос: как мы постигаем эту Высшую силу? Как можем подняться над эгоизмом? И тут, несмотря на то, что до сих пор мы вроде бы говорили об одном и том же, выяснилось, что подход к реализации у нас разный. Соответственно различен и уровень постижения.

Свами видит духовное возвышение в медитации, йоге, произнесении мантр. Он считает, что "зеркало" в мозгу можно очистить с помощью моральных установок, обслуживая других и тому подобного.

Однако такое преодоление эгоизма было возможно лишь в прежние времена, много сотен лет назад, когда эгоизм был не так сильно развит, как сегодня. В трактате "Авот" действительно говорится: "Ешь хлеб с солью, пей мало воды, спи на земле, живи в скудости…" Однако при высоком уровне развития эгоизма эти установки уже не работают.

Зная, до какого огромного уровня разовьется эгоизм, каббалисты еще 3000 лет назад произвели такие духовные исправления, которые позволили не ограничивать эгоизм, а подниматься над ним. Как? С помощью "света, возвращающего к Источнику" – положительной силы, которая существует в природе и проявляется при стремлении соединиться друг с другом сердцами, во взаимной приязни. В этом и заключается методика каббалы.

Наша встреча с Радханатхом была дружеской и неформальной. Мы не ставили своей целью сравнить наши методики, чтобы выяснить, какая лучше. Радханатх близок мне по духу, он очень интересный человек, прост в общении, заразительно смеется, и я все время чувствовал, как в нем говорит еврей.

Я очень благодарен ему за теплый прием и то уважение, которое он нам оказал. Свами вышел с нами на улицу и проводил до машины, чего, как потом выяснилось, он никогда не делает. Но так всегда бывает, когда мы чувствуем себя одной семьей.

Tags: Индия, встречи, каббала, кришнаизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments