Михаэль Лайтман (laitman) wrote,
Михаэль Лайтман
laitman

Проникнуть в тайну

Человеку по природе свойственно искать смыслы, а порой даже один большой смысл. Но существует неприступная стена, о которую разбиваются все наши попытки осмыслить происходящее.

2018-06-13_proniknut-v-tajnu_w

За гамлетовским "Быть или не быть?" стоит глубокое, исконное, поистине фундаментальное противоречие всей человеческой жизни – вопрос о неизбежной смерти. С рождения она маячит впереди, потом нависает, потом поглощает все.

Испокон веков люди задумывались: что ждет их там, за "горизонтом событий". Все прочие существа на Земле безропотно приемлют смерть как должное, и только человек не в силах смириться с роком. Ведь ему кажется, что он не просто существует в виде белкового тела, но относится к чему-то большему, ко всей Вселенной, а то и выше… Жизнь для нас – не просто существование. И мы много размышляем над этим.

Что же такое жизнь в ее подлинном смысле? Что за желание, лежащее выше обыденности? И чем мы наполняем его? Добавка эта играет для нас очень важную роль. Ради нее мы готовы не щадить сил, отказывать себе в удовольствиях, страдать. По сути, все наше развитие сводится к тому, чтобы понять, освоить ту сферу, которая возвышается над "формой существования белковой материи".

Вечный двигатель

Сегодня, в то время как мы удовлетворяем свои базовые потребности неизмеримо лучше, чем когда-либо в истории, вопрос о чем-то большем все равно пробуждается, гнетет, иногда вставая костью в горле. Поистине, вечный вопрос, поворачивающийся к нам двумя своими гранями:


  • для чего мы пришли?

  • куда и зачем уходим?

Ответа нет. А есть бесчисленные теории, фантазии, светские и религиозные верования, не подтвержденные фактами, гипотетичные, не проверяемые.

Почему так?

Потому что мы замкнуты в своем желании наслаждений, в эгоизме. Бессознательно мы отождествляем себя с ним, не видим себя вне его, всю свою жизнь сопоставляем с ним, подчиняем ему.

Такова человеческая природа: наши органы чувств, мысли, порывы, мечты, критерии – все, так или иначе, призвано наполнять себя. И если бы мы были наглухо заблокированы в этой внутренней парадигме, то оставались бы "высшими животными", не более.

Однако у нас есть кое-что еще – "искорка будущего", едва уловимая мысль, едва различимые позывные с другой ступени развития, откликающиеся в человеке неизбывным вопросом: "Для чего я живу?"

Вопрос этот лежит по ту сторону будней тела, выше "белкá" – и унижает нас своей недосягаемой высотой. Из-за него мы испытываем подавленность, беспомощность, нежелание жить, столь распространенное в нынешнем поколении. Свобода от непрестанных забот о теле оставляет в подсознании зияющую брешь – требование смысла.

Эта внутренняя пустота подспудно берет над нами власть, становясь источником всех социальных проблем. По инерции нам еще кажется, что над физическими потребностями действуют другие устремления – к богатству, славе, власти, знаниям – но в действительности "за кулисами" нами движет глубинный вопрос о том, зачем, почему, для чего эта жизнь. Он – внутренняя пружина всего человеческого в нас.

Попытки к бегству

Требование смысла – вовсе не личное дело каждого. Оно – наше общее достояние, наше коллективное бессознательное (и отчасти осознанное). Оно проступает не в человеке, а в человечестве.

Некоторые народы чувствуют его острее, другие – наоборот. Некоторые задаются им до боли, другие даже неспособны его сформулировать. В результате возникают разные подходы, разные культуры, разные стили жизни: кто-то служит золотому тельцу, кто-то держится за устоявшиеся нравы, кто-то заливает свою пустоту спиртным, кто-то погружается в религиозный фанатизм…

Все это – реакции на отсутствие смысла. Народы, сообщества, семьи, отдельные люди – мы отличаемся друг от друга всего лишь способом ухода от системной бессмысленности нашего бытия. По-разному проявляясь, оно вызывает разные отклики. В этом кроется человек. Все прочее – "физиология".

Что же нам делать с этой проблемой?

Самая примитивная реакция на нее – смирение с отсутствием окончательного ответа. Другой вариант – паллиатив: карьеризм, трудоголизм, тяга к прекрасному, стяжательство, творчество, нобелевки… Но если я неспособен согласиться с безответностью, усыпить сомнение, затушить искру, заглушить в себе "сигнал тревоги", если отсутствие смысла становится нестерпимым, тогда я волей-неволей ищу истину.

Так, постепенно, в попытках ответить на главный вопрос, человечество рывками эволюции загоняет себя во внутренний тупик. Со своим неутолимым себялюбием и ненайденным смыслом мы оказываемся хуже и несчастнее животных, которые просто живут по законам природы, не задумываясь ни о чем.

Такова участь наиболее развитых – они страдают больше всех.

"Годы нашей жизни стоят нам так дорого… Кто же наслаждается ими? Или, если точнее, кого я наслаждаю?" (Бааль Сулам)

Где искать ответ?

Сегодня отсутствие смысла начинает проявляться в массах. Молодое поколение на Западе все менее охотно включается в гонку за успехом, утрачивает традиционные стимулы, понемногу "выходит из игры". Пока дело ограничивается пассивным сопротивлением, но со временем наружу вырвутся отчаяние и гнев. Ведь вопрос горит – а ответа нет. И бежать больше некуда, все исчерпано.

В итоге нам придется понять свою искру вечности и дать ей шанс. Она противоположна эгоистической природе, и потому надо лишить тело "права слова" – обеспечить ему базовые нужды и подняться ступенью выше, туда, где мы все – одно неразрывное целое.

Именно там лежит наш извечный вопрос о смысле. Собственно, это и есть душа. И ответ, который ее удовлетворит, не имеет к телу отношения. Он целиком заложен в нашей доброй взаимосвязи. Он поднимает нас к новому обществу, к новому взаимодействию и взаимопониманию. Подлинный смысл раскрывается только между нами, и каждый находит в нем неисчерпаемые возможности для самовыражения.



Tags: душа и тело, новые публикации, смысл жизни, статьи в СМИ, тайна
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments